Зачем обращаются к детскому нейропсихологу

Нейропсихолог ― это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией (нейрокоррекцией) нарушений высших психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воли. Они зависят от здоровья отдельных участков мозга и их взаимодействия друг с другом. Определенные упражнения развивают отстающие участки с образованием новых нейронных связей. В результате «подтягиваются» западающие стороны психики ребенка, а это повышает его успехи в учебе и социальной адаптации.

В статье Psy.Firmika.ru вы узнаете, с чем обращаются к детскому нейропсихологу, как он проводит занятия в кабинете и онлайн и сколько это будет стоить родителям.

Консультация и занятия с детским нейропсихологом.


Чем занимается нейропсихолог

Чаще всего нейропсихологи работают с детьми от 4-5 до 11-12 лет, когда психика поддается коррекции и развитию. В дошкольном возрасте ребенку важно уметь общаться и играть с ровесниками, самостоятельно одеваться, выполнять гигиенические процедуры, осваивать социальные нормы. Если у ребенка с чем-то справляться не получается, не всегда виноваты родители — возможно, у него есть проблемы с работой высших психических функций. Нейрокоррекция поможет научиться контролировать свое поведение и развивает необходимую для этого самостоятельность.

Для успешного освоения школьной программы ребенку нужно овладеть определенными навыками: слушать учителя и одноклассников, самостоятельно работать по заданию, необходима усидчивость, внимательность, готовность руки к письму и памяти к заучиванию. Многие учителя считают, что с этой точки зрения большинство первоклассников не готово к учебе. В результате класс в целом не успевает по программе, а ребенок получает невысокие оценки.

Помощь нейропсихолога нужна ребенку, у которого отмечаются следующие проблемы:

  • Речь не соответствует возрасту, ребенок торопится, проглатывает окончания, не говорит фразами, не задает вопросы, а занятия с логопедом малоэффективны;
  • При письме пропускает, путает или зеркалит буквы, переставляет слоги, не делает пробелы, имеет «ужасный почерк», левша;
  • С трудом учит и быстро забывает стихи, путается в названиях;
  • Ему трудно сосредоточиться, быстро теряет интерес, невнимателен, забывчив;
  • Слабо развита мелкая и крупная моторика ― неуклюж, натыкается на предметы, падает, не может усидеть на месте, не любит играть с небольшими предметами, есть тики;
  • Вспыльчив, плаксив, раздражителен, быстро переходит от одной эмоции к другой, устраивает истерики;
  • Не может действовать по инструкции, путает последовательность действий, не может организовать свою деятельность, не знает право-лево;
  • Был поставлен медицинский диагноз: расстройство аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальные мозговые дисфункции (ММД), задержка психического и речевого развития (ЗПР и ЗПРР).

Чаще всего специалиста по нейрокоррекции можно найти в детских развивающих центрах, где он работает в связке с несколькими специалистами. К ним относятся:

  • Логопед. Работает с детьми от 3 лет, «ставит» звуки, слоги, предложения, регулирует скорость речи, помогает при заикании;
  • Дефектолог. Занимается с детьми от года с нарушениями психического развития, интеллекта, слуха или зрения, помогает компенсировать недостатки речи, которые возникают из-за этих патологий
  • Психолог. Помогает в экстремальных для ребенка ситуациях ― развод, смерть близких, переезд, привыкание к новому коллективу, буллинг. Учит понимать и выражать эмоции, энергию, проявлять себя в коллективе;
  • Массажист. Массаж показан в любом возрасте, призван снять зажимы, регулирует тонус мышц, дополняет двигательные упражнения, игры и тренировки, специализированные виды помогают при разных заболеваниях. Например, логопедический массаж показан при дизартрии, заикании и многих других расстройствах речи.

В сложных случаях терапевтический эффект усиливает медикаментозная, аппаратная и физиотерапия, назначенная педиатром, неврологом или ЛОР-врачом.

Как проходят занятия с детским нейропсихологом

Терапия начинается с диагностики. На первом диагностическом занятии нейропсихолог:

  • Вначале разговаривает с родителями, выясняя их запрос ― что волнует в поведении ребенка;
  • Собирает анамнез: как проходили беременность и роды, первые месяцы и годы жизни малыша, были ли травмы головы, вмешательства с общим наркозом, частые простудные заболевания, соответствовало ли развитие на первом году возрастным нормам;
  • Просматривает медкарты, результаты анализов и записи других специалистов, к которым семья уже обращалась;
  • Проводит диагностику: просит выполнить ребенка батарею тестов ― серию упражнений, каждое из которых отображает актуальное состояние определенной черты психики. Например: угадать предмет по контуру, собрать картинку из частей, начертить похожую фигуру, запомнить и повторить несколько слов, показать у себя часть тела ― правое ухо, левую руку, повторить позу или жест специалиста. Все результаты заносятся в протокол;
  • Разъясняет взрослому выводы нейродиагностики: западение каких участков привело к трудностям и как можно развить проблемные зоны.

В течение нескольких дней нейропсихолог разрабатывает программу занятий, которые проходят 2-3 раза в неделю индивидуально или в группе. Занятие вначале продолжается 15-20 минут, так как многим детям трудно сконцентрироваться, затем оно постепенно увеличивается до часа. В него могут входить такие упражнения:

  • Двигательные: глазодвигательные, дыхательные, танцы, растяжка, ползание, пальчиковая гимнастика;
  • Игры с мячом и другими предметами;
  • Упражнения на развитие речи и артикуляции;
  • Графические задания, рисование, лепка;
  • Игры.

Помните, что некоторые упражнения необходимо повторять дома в качестве закрепления. Это важная часть всей коррекции, без вашей помощи развитие пойдет гораздо медленнее. Однако через какое-то время вы заметите, что ребенок лучше справляется сам, у него развивается самостоятельность и ответственность.

Можно ли заниматься дистанционно у нейропсихолога

Несмотря на то, что эта профессия востребована, практики такого профиля есть не в каждом городе, что способствует развитию коррекционной помощи онлайн. У этой формы есть как плюсы, так и минусы. К проблемным сторонам можно отнести:

  • На диагностике и первых занятиях требуется активная помощь и контроль со стороны родителей;
  • Заниматься самостоятельно с помощью цифровых технологий дети могут примерно лет с 9, младшим еще долго будет необходима помощь;
  • В развивающих центрах собрано большое количество предметов, материалов и снарядов для занятия, дома же обычно ограничиваются мячами и цветными карандашами;
  • Некоторые диагностические тесты можно провести только очно.

Положительных моментов больше:

  • Занятие стоит дешевле;
  • Нет необходимости тратить время на дорогу;
  • Проще подобрать время;
  • Многие нейропсихологи составляют программу так, чтобы занятия проходили ежедневно. Это резко повышает эффективность терапии;
  • В знакомой обстановке детям легче расслабиться.

Стоит отметить такой вариант дистанционной коррекции: после онлайн диагностики специалист присылает полностью разработанный план занятий, с фото- и видеоматериалами и описанием к ним. По этим материалам с ребенком занимаются сами родители, с нейропсихологом поддерживается письменная связь, регулярно отсылаются видеоотчеты, по которым упражнения корректируются.

Онлайн занятия по нейрокоррекции нельзя проводить, если у ребенка диагностирована эпилепсия и некоторые другие заболевания. Об этом вам подробно скажут при первом обращении в клинику.

Стоимость консультации нейропсихолога для детей.

Стоимость занятий нейропсихолога для детей в Санкт-Петербурге

Один час занятий нейрокоррекции стоит от 1 360 до 2 540₽, в среднем ― около 1 720₽. Дистанционные занятия оцениваются дешевле, многие развивающие центры предоставляют абонемент, а также комплексную работу с несколькими специалистами.

Родители, которые ответственно выполняют все заданное специалистом, отмечают значительный прогресс в развитии ребенка. Дети становятся более собранными, ответственными, внимательными, у них развивается память, исчезают проблемы в обучении.

Необходимо учесть, что вначале или через несколько сеансов может произойти ухудшение ― обострение негативных черт. Это нормально, так как для перестройки и формирования новых нейронных связей требуется энергия мозга и время. Нейропсихолог обязательно предупредит вас об этом.

Литература, используемая для статьи:

  1. Нейропсихология: хрестоматия / Под ред.Е.Д. Хомской. — СПб.: Питер, 2011 г.
  2. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / Ю.В. Микадзе, Т.Г. Горячева. ― М.: Издательство ВЛАДОС, 2015 г.